Перед учителем стоит множество разных задач. Вовлечь, увлечь, дать толчок к творчеству, запустить мысль и научить рассматривать ситуацию с разных сторон. Как мотивировать детей делать все вышеперечисленное? Только в игровой форме обучения и не иначе. Стандартные формы урока часто вызывают обратный эффект — навевают скуку и тоску. При этом игровые формы обучения многими учителями считаются чем-то несерьезным, факультативным, расхолаживающим детей и убирающим дистанцию между учеником и учителем.
Почему же эффективны игровые методики обучения детей? Что это дает детям? Как воздействует на их познавательную активность?
В этой статье мы ответим на данные вопросы и рассмотрим особенности игровой формы обучения в классе и игровые методики обучения детей через призму Системно-векторной психологии Юрия Бурлана.
Актуальность изменения методик преподавания вызвана целым рядом факторов. Это и интенсификация процесса обучения, и одновременно с этим потребность поддержания интереса к предмету. Все это происходит на фоне взрыва компьютерных технологий и появления новой добавочной реальности — Интернета. Учителю необходимо вписываться в новые реалии и эффективно передавать знания детям. Для этого необходимо научиться активизировать мыслительные процессы учащихся. Как же это сделать?
Согласно системно-векторной психологии человек — это сознательная и чувственная форма жизни. И состояться он может, только взаимодействуя с другими людьми.
Игровые формы обучения детей соединяют в себе эти важнейшие психологические составляющие: сознательную и чувственную форму восприятия информации и активное взаимодействие между учениками.
Пока дети маленькие, они познают мир чувственно через игру. В школе, особенно в средних и старших классах, происходит некий «перекос» в сторону серьезности, и, естественно, делается акцент на сознательной составляющей познавательной активности школьников. Часто именно из-за этого учеба становится формальной.
Игровые формы обучения — это и есть та самая чувственная составляющая, которая активизирует мозг на решение сложных задач.
Ученики всегда с энтузиазмом воспринимают предложение педагога немного поиграть. Ведь игра сама по себе вызывает позитивные эмоции. Это связано и с возможностью блеснуть каким-нибудь своим талантом, и выделиться на фоне других ребят в классе, и заслужить похвалу.
Убирая игровую составляющую из процесса обучения, мы неосознанно погружаем учащихся в формальную составляющую учебы. Им становится скучно и теряется мотивация к обучению. По сути, мы как будто предлагаем детям лететь с одним крылом.
Игровые методики обучения показывают нам способы, методы, приемы и пути, то есть отвечают на вопрос, КАК проводить игры, упражнения, обучать и т. п.
Игровые формы обучения детей — это самые разнообразные виды игр, например: сюжетные игры, подвижные игры, драматизации, конференции, квесты и т. п.
При выборе определенной методики или конкретной игровой формы обучения необходимо ориентироваться на таланты детей — тогда игра будет доставлять радость и соответствовать задачам обучения. При этом учителю очень важно соблюсти баланс и не превратить учебу только в развлечение.
Урок в виде конференции, телерепортажа, клуба знатоков или путешествия на космическом корабле — все это универсальные способы погрузить детей в атмосферу творчества и игры.
Примерами таких игровых форм обучения являются игры в пиратов, расшифровка различных ребусов. Можно провести игру «ночь в музее». При этом каждый ученик может быть активным участником, выбирая для себя особую роль. Кто-то выбирает себе роль эксперта по архитектуре, другой желает быть экскурсоводом, а кто-то — выдвигать смелые гипотезы и предположения. Каждый ребенок соответственно своим талантам находит для себя способ участия, а учитель вовлекает ребят в познавательную деятельность.
Игра — уникальный инструмент педагогического воздействия, позволяющий задействовать все типы нейронных связей, что способствует лучшему усвоению материала.
Игровые формы обучения отлично подходят для снятия напряжения после сложного задания. Их можно чередовать со стандартными учебными задачами, и тогда ни один ученик в классе не будет скучать, ведь на занятии он узнает много нового и интересного и сможет проявить себя в коллективной работе.
Даже проверку домашнего задания можно выполнить с использованием игровой формы обучения, при этом ребята не будут переживать за свои оценки, а это поможет им раскрепоститься, почувствовать себя более уверенно и выдать лучшее, на что они способны.
Игровые методики отлично подойдут в начале урока — с их помощью легко привлечь внимание учеников к предмету. Ведь ни для кого не секрет, что порой трудно заинтересовать учеников, которые прибежали разгоряченные после физкультуры и еще 20 минут не могут успокоиться. С помощью игры можно легко переключить их внимание на нужный предмет.
Игровые формы обучения детей могут вызвать интерес даже у самых отстающих учеников, потому что они не предполагают элемента оценки, а направлены на активизацию творческого мышления школьников.
Такие задания могут сплотить класс на уровне общих интересов и самостоятельном поиске ответов на каверзные вопросы, озвученные в игровой манере, чтобы привлечь внимание учеников и вызвать их интерес.
Игровые формы обучения позволяют посмотреть свежим взглядом на давным-давно выученные уроки. Они привносят в занятия элемент неожиданности и творчества, что позитивно сказывается на посещаемости уроков и успеваемости учеников. Найдя подход к вашим ученикам, вы станете для них лучшей учительницей — той, которая их понимает.
Игровые формы обучения пробуждают интерес к предмету и позволяют учащимся проявить свои таланты.
Эмоциональная вовлеченность — это очень важный фактор, который способствует в том числе сплочению коллектива детей. Когда у них появляются общие совместные воспоминания, которые эмоционально ярко окрашены.
Игра — это всегда интересно, увлекательно и занимательно. Вовлеченный ученик будет учиться намного легче и эффективнее, а вовлекать проще всего в игру, тогда и учебный процесс воспринимается проще, легче, лучше.
Игровые формы обучения втягивают в свою орбиту самых разных детей. Зачастую именно в игре у учителя появляется возможность организовать атмосферу сотрудничества и взаимопомощи между учениками, а также увидеть неожиданные таланты ребят.
У педагогов есть разнообразный арсенал игровых форм обучения в классе. Однако опыт показывает, что одна и та же игра в одном классе может пройти «на ура», а в другом вызвать скуку. От чего же это зависит?
От врожденных талантов ребят, которые определяются их векторальным набором.
И если мы направляем усилия на развитие этих талантов — все получается, и ребятам учиться весело и интересно. Если идем вразрез с их свойствами, то учеба превращается в механические действия, наступает скука и потеря интереса к учебе. Основной постулат системно-векторной психологии Юрия Бурлана — человек устроен по принципу наслаждения.
И учить ребят лучше всего через «пряник», то есть через те действия, которые вызывают у них пробуждение внутреннего таланта и позволяют задействовать его потенциал.
Со знанием системно-векторной психологии Юрия Бурлана игровые формы обучения и игровые методики обучения детей приобретают совершенно новый смысл.
Ведь игра всегда имеет цель, условия, приз. А у разных детей и цели, и условия, и призы могут разительно отличаться. То есть механизм вовлечения и активизации их интеллекта разный.
Согласно системно-векторной психологии Юрия Бурлана, у каждого ребенка в соответствии с его векторами есть свои особенности восприятия информации и свои таланты. Свой тип интеллекта: логический, аналитический, абстрактный, образный, интуитивный, вербальный, наглядно-действенный.
Для шустрых и подвижных детей с кожным вектором подходят любые подвижные игры, игры на быстроту реакции.
Они же всегда приветствуют любые перестановки в классе, что также создает игровую атмосферу. В средней школе я даже проводила эстафеты-соревнования по математике.
Кожникам, несомненно, понравятся задания на время. Ведь высокая скорость решения задач — это их конек. Вопрос: «Кто первый?» активизирует их соревновательный дух.
Игровые формы обучения приносят детям массу положительных эмоций, а ведь ни для кого не секрет, что мы лучше запоминаем ту информацию, которая поступает к нам во время сильных эмоциональных переживаний. Особенно четко эта закономерность прослеживается у ребят со зрительным вектором. Обладая образным интеллектом и высокой эмоциональностью, именно они выстраивают в голове ассоциативные образные ряды, которые помогают запоминать информацию. И именно для них таким хорошим пособием будут цветные блок-схемы и картинки, которые вы рисуете на доске в режиме реального времени.
Детям со зрительным вектором сама игра, само действо и исполнение какой-либо роли приносит особое наслаждение. Их богатое воображение и образный интеллект активизируются в игре. Они имеют возможность сыграть роль, показать себя, погрузиться в мир фантазии и грез и проиграть в воображении ситуацию, обыграть все детали. А на эмоциональной волне любая информация просто впечатывается в мозг.
А для ребят, обладающих аналитическим складом ума, необходимы другие задания — на систематизацию фактов и поиск ошибок в условиях или решении задач.
Задания по типу «Найди ошибку» или состязания на качество дают возможность развиться их врожденным свойствам. Их не стоит торопить, а лучше позволить сделать задание тщательно. И затем уже главным призом в этой игре для них будет ПРИЗНАНИЕ или даже грамота, подтверждающая, что он лучший. Их врожденные таланты активизируются таким игровым посылом — «Кто лучший?»
Ведь даже соревноваться мы можем в одном случае на скорость, в другом на качество, в третьем на самую красивую работу, а в некоторых случаях и на самое необычное, почти гениальное решение задачи. Так что игровые формы обучения должны отличаться друг от друга, чтобы максимально привлечь к сотрудничеству всех ребят и активизировать их таланты.
Множество учителей, преподавателей, психологов подтверждают эффективность системно-векторной психологии. Это знания, которые многократно усиливают ваш высокий уровень профессионального мастерства.